"БТК-фест": апокалипсис в спичечном коробке, космос через глазок и макет концлагеря

Версия для печати Версия для печати

Уже пятый год фестиваль актуальных кукол — БТК-фест привозит в Петербург самые сливки современного театра кукол и успешно разрушает миф, что куклы — это для детей. В этом году создатели фестиваля разделили программу на две части — «микро» и «макро» — и показывают 13 спектаклей из 10 стран мира со 2 по 6 ноября.

БТК-фест единственный в России обладает выверенной программой: в прошлом году все спектакли объединяли в себе черты нового цирка, театра кукол и предмета, а в этом году фестиваль играет с масштабами. Программа поражает воображение и размером, и философской глубиной постановок: вы увидите апокалипсис в спичечном коробке, космос через глазок 4х7 см и другие чудеса. Рассказываем о спектаклях от самого маленького до самого большого.

Микро-программа: от спичечного коробка до шатра

Спектакль в спичечных коробках станет самым крошечным спектаклем в программе «микро». Это «Апокалипсис» московского театра «Тень», который Илья Аппельбаум восстановил специально для БТК-феста. Сцены из Библии и Евангелия разыгрываются в спичечных коробках и длятся ровно столько, сколько горит спичка. А фонограмма смонтирована так, что в ней звучат голоса Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Михаила Чехова, Коонен, Москвина, Качалова, Толстого, Набокова, Маяковского, Смоктуновского, Васильева, Фоменко, Цискаридзе и многих других — все они говорят по одному слову. (16+)



Фото: macromicro.tilda.ws

Портал сцены размером 4x7 см, по сути — замочная скважина, сквозь которую единственный зритель наблюдает за приключениями крошечного спутника в космосе. «Спутник» чешского MIR.theatre в таком крошечном формате использует принципы работы бумажных и механических игрушек, а также книг-раскладушек, словно отражая масштабы Галактики в одном атоме. (16+)

Подглядывать за происходящим вы будете и в спектакле белорусской певицы и основательницы кабарэ-бэнда «Серебряная свадьба» Светланы Бень. За занавеской вы увидите диковинный «Театральный автомат», где все происходящее будет зависеть только от ваших решений. (3+)

Сценой для спектакля "Не более одного чемодана" по мотивам истории Анны Франк станет чемодан. Nordic Puppet Ambassadors, балансируя на грани между инсталляцией и театром, рассказывает историю про людей, которых отправляют против их воли в путешествие во враждебный мир. (16+)



Фото: macromicro.tilda.ws

А самым крошечным спектаклем-бродилкой станет «h.g.» по истории Гензель и Гретель от швейцарского театра «Trickster-p». Зрители пройдут тот же путь, что и герои сказки, по девяти крошечным комнатам. И путь этот не обещает быть приятным, а скорее напоминает детские и кровавые сказки братьев Гримм (этот спектакль пройдет в пространстве «Цифербург» на наб. Фонтанки, 20). (9+)

Макро-программа: от малой до большой сцены БТК

Французско-хорватский проект «Предвидение» Джузеппе Чико и Барбары Матижевич рассчитан на большой зал, но действие происходит на экране ноутбука и использует коллекцию любительниц видео, найденных на youtube. Актриса взаимодействует с видео так, что становится продолжением экрана. (12+)

Большую сцену и зрительный зал Большого театра кукол основательно сокращают для премьеры театра — «Гамлет. Ширма». Вы точно увидите этот спектакль в репертуаре БТК, но советуем прорваться именно на показ 4 ноября: роль Гамлета здесь исполнит сам художественный руководитель театра Руслан Кудашов. Он просто заменяет артиста, однако ключевой монолог для всего мирового театра «Быть или не быть» в его исполнении становится совершенно новым прочтением хрестоматийного текста. Недаром в анонсах спектакля подчеркивается, что это анекдотический пересказ пьесы Шекспира: его герои живут в дописьменную эпоху, не способны к формулировке мыслей. Вы увидите отличный пример балаганного прочтения «Гамлета» — но по-прежнему очень глубокого. (18+)



Фото: macromicro.tilda.ws

На Малой сцене будет показана целая серия спектаклей. Финский Livsmedlet Theatre привозит «Невидимые земли»: он был создан во время эмиграции сотен тысяч арабов в 2015 году и посвящен жертвам мировой политики. На наших экранах мы видим фигурки маленьких беженцев, и это несопоставимо с тем физическим и духовным опытом, который они переживают. Французская Compagnie Samolet исполнит спектакль After Chekhov в постановке одного из создателей фестиваля — Анны Ивановой-Брашинской. (Все спектакли — 12+).

Переходим от Малой сцены к крупным формам: французско-норвежский Plexus Polaire покажет на большой сцене «Темную комнату», посвященный радикальной феминистке Валери Соланас, стрелявшей в Энди Уорхола. Вас ждут манекены, видеопроекции, а еще юмор и ощущение одиночества. (16+)



Фото: macromicro.tilda.ws

На основной сцене же будет показан еще один проект Светланы Бень — «Из жизни насекомых». Пелевин здесь не причём: спектакль основывается на 14 стихотворениях обэриута Николая Олейникова. Светлана Бень использует здесь свою группу и балансирует на грани между детскими считалками и трагедией. (12+)

Завершится фестиваль самыми долгожданными для всех зрителей гастролями — «Отель Модерн» привозит спектакль «Лагерь». По словам организаторов, они потратили несколько лет на то, чтобы организовать эти гастроли. Спектакль рассчитан исключительно на взрослую аудиторию: здесь размышляют о том, что происходило в концлагере «Аушвиц». Как представить самый масштабный геноцид в истории человечества? На сцене создадут макет концлагеря с куклами размеров в 8 сантиметров, а огромные актеры, как военные корреспонденты, проведут зрителей по пути репрессированных.



Фото: macromicro.tilda.ws

Полное расписание — на сайте БТК-фест. 

БТК-фест создают Анна Иванова-Брашинска, Наталья Сергеевская и Татьяна Кузовчикова. Запомните эти имена: именно благодаря им БТК стал главным российским центром современного театра кукол, который говорит на серьезные, важные для каждого человека темы. И нынешний фестиваль — тому подтверждение. К слову, директор Большого театра кукол Александр Калинин был удостоен «Золотого софита» за проведение БТК-феста.

Софья Козич

Опубликовано 01 ноября 2018, 16:27
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

«В последние минуты он говорил об Ахматовой». Об Анатолии Наймане вспоминает Яков Гордин

Поэт ахматовоского круга, Анатолий Найман скончался 21 января после инсульта, который он пережил на днях прямо во время своего выступления на конференции в Москве. В этот тяжелый день «Фонтанка» обратилась к писателю, главному редактору журнала «Звезда» Якову Гордину, и тот любезно поделился своими воспоминаниями.

Статьи

>