На выставке «последнего сюрреалиста» в Эрмитаже откроют четвертое измерение

Версия для печати Версия для печати

В Главном Штабе с 10 апреля начнет работу выставка сюрреалиста Роберто Матты, которого знали Марсель Дюшан и Джексон Поллок, а российская публика увидит впервые.

Художник, чье полное имя звучит как Роберто Антонио Себастьян Матта Эчауррен, родился в 1911 году в Чили. Его биография (а прожил Матта до 91 года) похожа на энциклопедию культурной жизни Европы всего ХХ века. Молодой архитектор по окончании колледжа в 1933 году переехал в Париж, работал в мастерских знаменитых архитекторов Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса, познакомился с Пабло Нерудой и Федерико Гарсия Лоркой, стал другом Сальвадора Дали и получил активную поддержку Анри Бретона. Правда, спустя годы, последний выгнал его из парижской группы сюрреалистов — но это уже из-за профессиональной ревности. И не удивительно: Матта долгое время оставался последним из живых и действующих художников-сюрреалистов, к которому именно с таким посылом обращались СМИ за интервью.

Работы Роберто Матты выставляются в России впервые. Всего их привезли свыше 90, ради чего российскому куратору выставки Дмитрию Озеркову и американскому Оксане Саламатиной потребовалось договариваться с владельцами 23 частных коллекций, по большей части — заокеанскими.

Кстати, жизнь Роберто Матта была связана и с нашей страной — художник увлекся трудами философа и теоретика «четвертого измерения» Петра Успенского, а в конце 1930-х и вовсе некоторое время жил в СССР. Именно «четвертое измерение» Успенского и сыграло важнейшую роль в становлении его художественного языка, которым он стремился выразить энергию жизни и работу человеческого мозга.

Что из себя представляют работы Матты, и как тот видел «четвертое измерение», станет понятно на выставке, которая будет открыта до 30 июня. Однако есть некоторая подсказка: издательство «Гараж» недавно выпустило книгу Десмонда Морриса «Сюрреалисты в жизни», где тот простыми ненаукообразными словами описал картины автора.

«Типичная картина Матты изображает неистовые, охваченные мукой или экстазом антропоморфные фигуры в хаотичном, словно разнесенном взрывом архитектурном пространстве, — писал он. — Картины Матты похожи на исступленные наброски, сделанные инопланетянами в ужасе от стрессов городской жизни людей».

"Фонтанка.ру"

Опубликовано 07 апреля 2019, 12:30

Другие события

«В последние минуты он говорил об Ахматовой». Об Анатолии Наймане вспоминает Яков Гордин

Поэт ахматовоского круга, Анатолий Найман скончался 21 января после инсульта, который он пережил на днях прямо во время своего выступления на конференции в Москве. В этот тяжелый день «Фонтанка» обратилась к писателю, главному редактору журнала «Звезда» Якову Гордину, и тот любезно поделился своими воспоминаниями.

Статьи

>